Когнитивный подход — теория обучения иностранным языкам, разработанная на основе когнитивной психологии. Её авторами считаются Дж. Брунер и У. Риверс. Суть подхода заключается в том, что языковая информация подчиняется тем же когнитивным (познавательным) законам, что и любая другая информация. Чтобы овладеть любым предметом, в том числе иностранным языком, каждая отдельная тема должна быть сначала проанализирована, а затем «автоматизирована», то есть в отношении иностранного языка — за счет тренировки в речевых ситуациях доведена до автоматического использования в устной и письменной речи. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным языком. Именно при изучении второго (и третьего), не родного языка, ученик может сразу идти путём естественного познания, т.е. понимая свойства, назначение, структуру языкового явления, а не просто заучивая это явление наизусть или идя путем проб и ошибок, как при овладении родным языком в детстве. С нашей стороны, мы помогаем овладеть иностранным языком на заявленном уровне за счет регулярной и систематической работой с процессами восприятия, запоминания, повторения ранее изученного, развитием языковой догадки, языкового мышления, аналитических языковых способностей.
Когнитивный подход в действии (на примере работы с лексикой и грамматикой — этап введения):
Мы руководствуемся следующими принципами при обучении:
- Сопоставление родного языка и иностранного. Учет особенностей родного языка при овладении иностранным.
- Общее развитие мышления средствами иностранного языка, а в частности развитие механизмов анализа, синтеза, индукции, дедукции на базе обучения лексике и грамматике.
- Работа с процессами памяти: запоминанием, сохранением информации, узнаванием и воспроизведением.
- Работа с восприятием – подчеркивание, выделение жирным шрифтом, намеренное многократное использование языкового явления в разных видах речевой деятельности.
- Поддержание внимания за счет разнообразных способов подачи материала.
- Использование схем, алгоритмов и таблиц при обучении грамматике.
- Использование приемов мнемотехники при обучении лексике.
- Вовлечение обучающихся в процесс познания сути языковых явлений.
- Практическая направленность обучения.
- Индивидуальный подход.
- Параллельное овладение видами речевой деятельности (аудированием, чтением, письмом, говорением).
- Контроль за усвоением материала всеми обучающимися.